Jul 11, 2010

OBSERVATOR.md:  ВЗГЛЯД / Новые подозрения


Это обломки  лайнера, собранные  российским следствием. Теперь представители семей  потерпевших требуют  вернуть их в ПольшуOBSERVATOR.md: ВЗГЛЯД / Новые подозрения
ВЗГЛЯД / Новые подозрения
В Польше выдвинуты дополнительные версии катастрофы Ту-154 с Лехом Качиньским

7 июля 2010, 19:28
Фото: rmf24.pl
Текст: Николай Анищенко
В среду из Варшавы пришли сразу две новости по поводу расследования причин авиакатастрофы польского Ту-154 под Смоленском – и обе из разряда скандальных. Юрист, представляющий интересы семей погибших, заявил о том, что трагедия могла произойти из-за неточных карт аэродрома Смоленск-Северный, оказавшихся в распоряжении пилотов. А польские военные прокуроры запросили у коллег из США информацию о том, возможно ли с научной точки зрения создать искусственный туман.
Юрист Рафаль Рогальски (Rafal Rogalski), представляющий интересы семей погибших в катастрофе польского борта 101 под Смоленском 10 апреля, заявил о том, что причиной трагедии могло стать неправильное расположение радиомаяков на аэродроме Смоленск-Северный.
«Карта, находившаяся в распоряжении пилотов, неправильно отражает расположение маяков безопасности»

По его данным, в ходе расследования катастрофы выяснилось, что один из радиомаяков аэродрома, возможно, находился значительно дальше, чем это было указано на карте, которую использовал экипаж разбившегося самолета, сообщает англоязычный новостной портал Thenews.pl.
Член экипажа польского Як-40, который доставил к месту предполагавшейся церемонии с участием Леха Качиньского польских журналистов за час до катастрофы президентского борта, утверждает, что карта, находившаяся в распоряжении пилотов, неправильно отражает расположение маяков безопасности.
«Если это правда, этот факт мог стать крайне важным с точки зрения решений, которые пилоты принимали во время посадки», – сказал журналистам юрист Рафаль Рогальски.

Фото

Ту-154  рухнул при заходе на посадку в условиях сильного тумана в  аэропорту  Северный на окраине Печорска
Ту-154 рухнул при заходе на посадку в условиях сильного тумана в аэропорту Северный на окраине Печорска
Однако далеко не все эксперты, в том числе польские, уверены в том, что этот факт мог стать причиной катастрофы. Пилот Роберт Завада (Robert Zawada) в интервью газете Rzeczpospolita подчеркнул, что, согласно полученным данным, роковым все же было само решение пилотов о посадке в сложившихся метеоусловиях, а на принятие его расположение маяков никак повлиять не могло.
«Расстояние в 650 метров между тем местом, на котором радиомаяк был обозначен на карте, и тем, где он на самом деле находился, не могло повлиять на само решение о посадке. Даже если пилоты Ту-154 не видели радиомаяк, они должны были знать, что он находится на расстоянии в несколько сотен метров от них. В любом случае они не должны были снижаться ниже отметки в 100 метров, если не видели взлетно-посадочной полосы», – сказал Завада.
Ранее ряд польских СМИ сообщил о том, что один из радиомаяков на аэродроме Смоленск-Северный мог дать сбой и отправить экипажу самолета прерванный сигнал, который мог дезориентировать пилотов, летевших через плотный туман.
В течение июня польская прокуратура получила от российских следователей более 1,3 тыс. документов в рамках совместного расследования причин крушения борта 101. Официальная позиция Варшавы состоит в том, что сотрудничество российской и польской сторон продвигается в хорошем режиме. Между тем критики подвергают такое положение вещей сомнению, жалуясь на длительное отсутствие новостных поводов.
Тем временем из Варшавы пришла еще одна неожиданная новость, касающаяся расследования причин катастрофы. Военная прокуратура Польши обратилась за помощью в расследовании трагедии в департамент юстиции США. Информацию об этом подтвердил представитель прокуратуры полковник Ежи Артымяк (Jerzy Artymiak), сообщает Gazeta Wyborcza.
По информации издания, запрос был отправлен в Вашингтон еще в конце июня, то есть до второго тура голосования на президентских выборах в Польше, в результате которого главой государства был избран Бронислав Коморовский, неоднократно выражавший симпатии в отношении Москвы и заявлявший о своей готовности развивать польско-российские отношения. При этом информация о запросе в СМИ тогда не попала «в интересах следствия» – журналисты почерпнули ее лишь в среду из американского Минюста.
Согласно данным издания Dziennik Gazety Prawnej, в своем запросе польские военные следователи попросили американских коллег помочь им в проверке всех существующих версий катастрофы Ту-154. Кроме всего прочего, они просят дать ответ на вопрос о технической и научной возможности создания искусственного тумана.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самолет Ту-154, на борту которого находилась делегация из Польши, разбился под Смоленском 10 апреля. Трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе президента республики и его супруги.
Вместе с президентом в катастрофе погибли глава Национального банка Польши Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.
В начале июня разразился один громкий скандал, связанный с мародерством под Смоленском: четверо солдат российской внутренней службы были обвинены в краже кредитных карточек с места катастрофы польского Ту-154. Польская сторона обвинила российских силовиков, охранявших место происшествия, в мародерстве – кто-то воспользовался банковской карточкой погибшего главы Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджея Пшевозника и снял с его счета около 6 тыс. злотых.
Кроме того, были сняты деньги со счета погибшей в той же авиакатастрофе депутата Сейма (нижней палаты парламента) Польши от партии «Право и справедливость» Александры Натали-Швят.
В конце июня вдова погибшего в катастрофе главы Нацбанка Польши Славомира Скшипека Дорота обвинила Россию в том, что ей не были возвращены принадлежавшие покойному мужу ценные вещи: швейцарские часы марки Tourneau и запонки. Члены созданного в Польше общественного объединения «Катынь-2010» также требовали от российской стороны вернуть Варшаве обломки разбившегося самолета.