Теги: Медведев, США, Договор о европейской безопасности, Политика, НАТО, Путин, холодная война, Мировые СМИ, Южная Осетия, Грузия, Тони Хэлпин , Барак Обама
Хэлпин ТониHalpin Tony | 1.12.2009, 11:53 |
Президент Медведев опубликовал свой проект Договора о европейской безопасности, открытого для подписания всеми государствами «на пространстве от Ванкувера до Владивостока». Свою первую крупную внешнеполитическую идею он представил на удивление скромно.
Несмотря на недостаточную проработку деталей, проект не лишен амбиций. Медведев утверждает, что он является инструментом, который позволит окончательно разделаться с наследием «холодной войны» между Востоком и Западом, связав все стороны единым договором о безопасности.
Свою идею он проталкивает с тех пор, как полтора года назад пришел к власти, но все это время реакция НАТО была подчеркнуто прохладной, несмотря на уверения Кремля в том, что этот договор не призван заменить собой военный альянс. Россия соблазняет государства-члены НАТО дипломатическими пряниками, но они наверняка воспримут проект договора как попытку получить право вето на решения организации.
Каждый участник договора обязался бы при выработке своей политики в сфере безопасности «не осуществлять действий или мероприятий, существенно затрагивающих безопасность одного или нескольких участников настоящего Договора, не участвовать в них и не поддерживать их».
По сути, Россия предлагает ограничить свою свободу в осуществлении военных операций, если то же самое сделают Соединенные Штаты и европейские страны. Медведев утверждает, что бывшие противники должны действовать сообща, чтобы реагировать на угрозы, создаваемые глобализацией.
В принципе, это звучит неплохо, но прочие предложения будут восприняты как попытка восстановления господства России над ее соседями, бывшими советскими республиками. Москва могла бы, например, заблокировать вступление в НАТО Украины и Грузии на основании положения договора, запрещающего третьим странам использовать свою территорию в ущерб безопасности других участников.
Да, президент Обама отменил планы США по размещению системы ПРО в Восточной Европе, но, если бы действовал этот договор, Россия могла бы просто наложить на них вето. Она получила бы гораздо более мощные рычаги влияния на военное присутствие США в Центральной Азии, служащее целям поддержки операции в Афганистане.
Потребность в новой архитектуре безопасности Медведев обосновывает, в частности, прошлогодней войной с Грузией за мятежную Южную Осетию. Война, по его словам, продемонстрировала, что существующие механизмы не смогли предотвратить такие кризисы.
Но Россия уже действует вразрез с предложениями Медведева, принимая решение о признании независимости Южной Осетии и еще одного мятежного региона, Абхазии, после войны с Грузией. Его проект провозглашает применение силы «против территориальной целостности или политической независимости любого государства... недопустимым в их взаимных отношениях».
Планы Медведева будут выслушаны с вежливым равнодушием. Дело в том, что стимула к столь масштабной перестройке европейских структур безопасности просто не существует - особенно в Вашингтоне, где главными приоритетами Обамы являются Афганистан, Пакистан и Иран.
Так почему же Кремль упорно проталкивает инициативу, которая, как ему известно, не имеет шансов на успех? Возможно, ее неприятие лучше послужит целям Путина на фоне подготовки к 65-й годовщине победы во Второй мировой войне, которую российские власти намерены отметить патриотическими торжествами.
Внешнеполитический провал Медведева в 2010 году позволит премьер-министру России Владимиру Путину напомнить россиянам о том, что лишь сильный лидер в Кремле может защитить страну от коварных замыслов Запада. И так начнется обратный отсчет до его возвращения в президентское кресло в 2012 году.