«В Америке все перевернуто с ног на голову» : KM.RU Новости:
Михаил Леонтьев
Тележурналист
08:00 14.12.2009
В одной из последних статей известный российский экономический аналитик Михаил Хазин поделился своими соображениями по поводу того, почему «одной из наиболее известных «фишек» современного либерально-монетаристского лобби… является «независимость центральных банков» и ФРС США, в частности.
Все знают, как я люблю Мишу Хазина. Но в данном случае он не совсем прав. Поскольку бывало в истории и такое (и очень часто), что когда либералы защищают независимый центральный банк, на самом деле они пытаются защитить форму независимой от частных банков денежной политики. Существует даже такая концепция, что независимые банки (особенно если они руководствуются монетаристским видением) обеспечивают ответственную денежную политику вне зависимости от воли государства (которое преследует свои цели), общества и частных лиц.
Американское государство было сформировано частным интересом и частным бизнесом
И нельзя сказать, что эта формула совершенно лишена смысла. Хотя это – вообще отдельная тема. Хазин, конечно, во многом прав, но также и во многом односторонен. Потому что то, что называется «независимым центральным банком в Европе» (когда Миша говорит об их достоинствах и недостатках), – это была попытка постепенно и поэтапно сдержать необоснованную эмиссию, которая использовалась для решения коммерческих задач и «алхимических» (как пишет Хазин) вещей.
Америка – это особая страна. Здесь все перевернуто с ног на голову. Хочу напомнить одну вещь: Америка как страна образовалась не в силу каких-то исторических, этнических или религиозных (как все нормальные страны) причин, а в силу того, что ее население не хотело платить налоги (ну, в крайнем случае, только себе). Т. е. это государство было сформировано частным интересом и частным бизнесом. Поэтому когда говорят, что в США государство как институт небольшое (дескать, это – «цитадель либерализма»), то в этом есть лишь часть правды. Потому что в Америке государство само по себе – частное. Оно выковывалось бизнесом под себя. И именно частный бизнес создавал уникальную систему под названием ФРС, которая на самом деле является частным институтом. В этом смысле я не очень понимаю, как можно поставить ФРС под контроль государства, если речь идет о конгломерате частных банков. Для этого их сначала придется национализировать.
США были «приватизированы» бизнесом с самого начала
Сегодня в Америке происходит парадоксальная ситуация. Американское государство было «приватизировано» бизнесом с самого начала. И поэтому то, что сейчас происходит, – это конец американского государства.
Теперь что касается Федеральной резервной системы. В силу того, о чем я говорил, она не была независимой по сути. Работая на частный интерес американского частного бизнеса (в первую очередь – американского финансового капитала), она не могла быть независимой фактически. Но последнее время она не являлась независимой даже формально. Потому что процесс назначения первых лиц ФРС и определения политики совершенно не замыкается узкими кулуарами ФРС. Все эти «великие финансисты» Уолкеры, Гринспены и уж тем более Бернанке – это люди, связанные с определенной администрацией. И вопрос их назначения или переназначения не решался «коллегией федерально-резервных мудрецов».
С этой точки зрения все администрации США (а по сути – американская финансовая олигархия, за ними стоявшая) несут полную ответственность за все, что делала ФРС. А что она делала, я сейчас рассказывать не буду. Мы это и так знаем (и увидим еще небо в алмазах в ближайшее время). Так что во всем этом есть очень большой элемент демагогии. Никакой проблемы с управлением денежной системой и политикой в Америке не существует.
Сегодня Америка выдумывает себе то, чего у нее никогда не было
Другое дело, что Америка пришла к своему итогу – она придумала государство. Как известно, слово «государство» происходит от слова «государь». В классической западной модели сначала был государь-суверен, а затем уже шло отстраивание каких-то функциональных систем. Появились парламент, налоговое регулирование, затем – все независимые институты: судебные, финансовые (в виде независимых ЦБ) и другие, которые дистанцировались от государства.
Америке раньше просто не от чего было дистанцироваться. А сейчас здесь тоже начинает выстраиваться государство. Причем это будет супергосударство. А вот долго ли оно будет – вопрос дискуссионный. Если у американцев вообще никогда не было государства, то в случае возникновения оно становится вообще тотальным. Сегодня Америка выдумывает себе то, чего у нее никогда не было. Это – страна без истории в нормальном человеческом смысле. Вопрос заключается в том, будет ли это этапом развития совершенно другой страны, которую американцы, во всяком случае, никогда не знали, либо это – агония. На самом деле, похоже на последнее."