Информационная война — реальность геополитики
Член Общественного совета при Минобороны РФ
Информационная война стала для России третьей мировой войной. В августе 2008 года (в первые пять дней боевых действий на Кавказе) Россия информационную войну проиграла. Известны и другие такие примеры. Израиль одержал в Ливане победу над «Хезболлой» (в военном плане), но информационную войну в целом проиграл, поскольку информация шла только на «своего жителя», а достаточных механизмов воздействия на мировое общественное мнение не было. То же и в нашем случае. Российское население восприняло августовскую войну как справедливую, россияне поддержали свое правительство, но страна и армия попали под массированный огонь критики мировых СМИ.
А ведь еще задолго до начала войны было видно, что Грузия активно готовит мировое общественное мнение к тому, что Россия — потенциальный агрессор. Об этом говорили и обсуждение падения «российской» ракеты с привлечением международных экспертов, и скандал вокруг сбитого грузинского беспилотного летательного аппарата, и арест российского вооружения у миротворцев, и многое другое.
В ходе войны Саакашвили в своих выступлениях не уставал повторять, что именно агрессией России против мирного грузинского народа и объясняется все происходящее на Кавказе. Мировые информагентства не упускали шанса показать разрушения в грузинском городе Гори и русские орудия. Визуальный ряд, составленный нужным образом, и грамотно написанные тексты позволяли создать в умах американцев «нужную» картинку. А президент Грузии без устали повторял, что это – агрессия России не только против грузинского народа, но и против США, НАТО, ЕС…
Сегодня западные СМИ снова распространяют репортажи о «российской агрессии» против «маленькой беззащитной Грузии». Вновь актуализируется образ России как гегемона и захватчика. Действия России сравниваются с вводом советских войск в Афганистан, Венгрию и Чехословакию, политика нынешней российской власти трактуется как «сталинская» и «гитлеровская»1.
В ходе освещения пятидневной войны средства массовой информации на Западе допускали прямые подлоги, не гнушались фальсификаций. Любые попытки рассказать о событиях с точки зрения России и Южной Осетии пресекались. Достаточно вспомнить нашумевшее интервью двух осетинок на канале Fox, где им просто не дали говорить, как только стало ясно, что они будут благодарить Россию за свое спасение.2 Мир смотрел на конфликт глазами Тбилиси.
***
США обладают достаточным политическим влиянием, чтобы превратить собственную версию событий в преобладающее общественное мнение и точку зрения международных организаций3. Си-эн-эн называют «информационным чудом XX века», которое по степени влияния на аудиторию не имеет себе равных в области мировых массмедиа. Компания также занимает лидирующие позиции по охвату зрительской аудитории. Этот американский и международный спутниковый канал первым в мире начал круглосуточную трансляцию новостей практически в режиме реального времени. Си-эн-эн показывала картинку российского телеканала Russia Today с демонстрацией горящего Цхинвала после его обстрела грузинской артиллерией, установками «Град» и бомбардировки авиацией, а диктор Си-эн-эн объяснял, что показывают город Гори, уничтоженный российской армией.4 Потом объяснили, что произошла ошибка, но кадры из горящего города повторяли часами, а про «ошибку» сказали мимоходом и больше к этой теме не возвращались.
Информационные операции против России проводятся в полном соответствии с концепцией информационной войны третьего поколения, основой которой являются так называемые «операции на основе эффектов». Суть этого приема доступно пояснил В. Путин, сказав, что западным специалистам удается умело выдавать черное за белое, а белое — за черное.
В сфере кибератак грузинская сторона также напала первой. 8 августа, одновременно с обстрелом Цхинвала, хакерским кибератакам подверглась значительная часть югоосетинских сайтов. Позже были совершены нападения и на российские СМИ, в частности, на телеканал Russia Today. Ответные шаги не заставили себя ждать: были взломаны сайты президента Саакашвили, парламента Грузии, правительства, МИД. Сайт президента Саакашвили подвергся DDos-атакам с 500 IP-адресов одновременно. После блокирования адресов атаки возобновлялись с других IP. Смысл атак — полное отключение грузинских сайтов, поскольку при DDos-атаке множество компьютеров посылают запросы к серверу, затрудняя его отклик, сайт начинает работать очень медленно или полностью отключается. Специалисты Tulip Sistems блокируют эти адреса, однако через несколько минут образуются новые 500 атак уже с других адресов. На устранение последствий каждой хакерской атаки уходит порядка двух часов5.
В течение первого дня войны Россия могла передавать свои телесюжеты на грузинские каналы, но к середине дня Грузия прекратила вещание из России. Публикации обеих стoрoн в открытых СМИ носили выраженно противоположное значение. Грузия сумела добиться полной неoпределеннoсти информации о своих потерях в ходе войны. При этом грузинская сторона широко распространяла завышенные цифры российских потерь. К концу недели, по информации тбилисских СМИ, «сбитых российских самолетов» насчитывалась более 20. При этом не было передано никаких видеоматериалов и документов.
На митинге 14 августа Саакашвили произнес фразу о том, что в Грузию вторглись 1200 российских танков. Столько их просто быть не могло — согласно фланговым лимитам ДОВСЕ, суммарно в Ленинградском и Северокавказском военных округах может находиться не более 1300 танков, а Россия и это количество никогда не выбирала. Однако эта информационная агрессия достигала своей цели, по крайней мере, в отношении населения Грузии. Если в начале 2007 года лишь каждый четвертый грузин выступал в поддержку войны, то к июлю 2008 года, согласно данным опросов, уже свыше 80% граждан Грузии поддерживали действия президента Саакашвили, направленные на «усмирение» Южной Осетии военной силой. Запад подыгрывал грузинским СМИ, которые изо дня в день внушали своим гражданам, что их армия, «закаленная в боях с Ираком», имеет «всесторонний, богатый опыт», а президент Саакашвили «обладает полководческим талантом». Грузинские и западные СМИ умышленно искажали данные своей разведки о «недееспособности российской армии» и «слабости полувоенных криминальных структур Южной Осетии».
В настоящее время под прикрытием информационного освещения грузино-осетинской войны решаются очень далекие от нее вопросы. Например, подписывается договор о размещении элементов ПРО с Польшей и резко критикуется российская инициатива по довооружению Балтфлота ядерным оружием. При подписании договора по ПРО с Польшей американцам даже не пришлось прибегать к тезису об «иранской угрозе» — столь «удачным» для США в информационном плане был внешнеполитический контекст войны на Кавказе.
***
Имеющиеся на сегодня у России информационные структуры недостаточны. Управление президента РФ по межрегиональным и культурным связям ни по численности персонала, ни по кругу своих полномочий не может осуществлять всю необходимую работу по информационному противодействию и ведению информационной войны. Совет Безопасности РФ оказался к этой войне не готов. К информационной войне не приспособлены ни МИД, ни подотчетный ему Росзарубежцентр. Пресс-центр Министерства обороны России в информационной войне в августе 2008 г. решал свои «важные задачи», например, просил иностранных журналистов помочь России прорвать информационную блокаду. Практически ни одна из этих структур не в состоянии выполнять полный круг задач по информации, дезинформации, нарушению информационных сетей, защите своих сетей, подаче нужных информационных блоков в ведущие информационные агентства и т. д.
Нам представляется, по итогам войны на Кавказе решением президента России должны быть созданы специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии. Необходимо создать Информационные войска, в состав которых вошли бы государственные и военные СМИ. Цель Информационных войск — создание такого информационного пространства, которое делает международную реальность отвечающей российским интересам. Информационные войска должны решать три основные задачи — стратегический анализ, информационное воздействие, информационное противоборство — и работать одновременно на внешнюю и внутреннюю аудиторию. Персонал Информационных войск должен состоять из дипломатов, экспертов, журналистов, писателей, публицистов, переводчиков, операторов, сотрудников связи, веб-дизайнеров, хакеров и др.
Для решения первой задачи необходимы: стратегический анализ сетей управления (вхождение в сети и возможность их подавления); контрразведка; мероприятия пo оперативной маскировке; обеспечение безопасности собственных сил и средств; обеспечение безопасности информации.
Для решение второй задачи необходимы: антикризисный центр; государственный медиахолдинг по связям с телеканалами и информационными агентствами, включающий государственные СМИ — «Голос России», «Маяк», ТРК «МИР», «РПР-Планета», Russia Today, «Руссия аль Яум»; структуры по связи с общественностью; учебные заведения по подготовке специалистов в области прикладной журналистики, военной печати, журналистов радио и телевидения.
Для решения третьей задачи необходимы: центр определения критически важных информационных структур противника; физическое их уничтожение; радиоэлектронная борьба; психологические операции; системная контрпропаганда; сетевые операции (подготовка хакеров).
Информационная война — реальность геополитики. До сих пор этот фактор в огромной мере недооценивался российской политической элитой, как и ранее – элитой СССР. В этой недооценке — корень очень многих проблем современной России.