14.05.2009
..."Организованные против России информационные операции проводились в полном соответствии с концепцией т. н. информационной войны третьего поколения, основой которой являются операции на основе эффектов. Наиболее яркое и доступное определение информационной войны третьего поколения дал российский премьер Владимир Путин, сказав, что западным специалистам удалось умело выдать черное за белое, а белое – за черное.
В сфере кибератак грузинская сторона также напала первой. 8 августа, одновременно с обстрелом Цхинвала, хакерским кибератакам подвергалась значительная часть югоосетинских сайтов. Позже были совершены нападения и на российские СМИ, в частности, вещающий на английском языке телеканал Russia Today. В пропагандистской войне с Грузией – первом, воистину глобальном user-generated конфликте – российские киберпартизаны охотно встали на службу государства. Ответные шаги не заставили себя ждать: были взломаны сайты президента Саакашвили, парламента, правительства, МИД Грузии. Сайт президента Саакашвили подвергали DDos-атакам с 500 IP-адресов одновременно. После блокировки адресов атаки возобновляются с других IP, и так продолжается с субботы. Сайты атакуют в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Смысл атак – полное отключение грузинских сайтов. Поскольку при DDos-атаке множество компьютеров посылают запросы к серверу, таким образом снижая его отклик, в результате чего сайт работает очень медленно или полностью отключается. Специалисты Tulip Sistems блокировали эти адреса, однако через несколько минут образовывались новые 500 атак – уже с других адресов. На устранение последствий каждой хакерской атаки уходило порядка двух часов.
Онлайновые стычки, последовавшие за информационной войной между Россией и Западом, во многом подтверждают это предположение. Обратите внимание: россияне считают, что информационная война ведется не между Россией и Грузией, а со всеми западными СМИ, которые, по мнению наиболее воинственных из россиян, подыгрывают Грузии. Эта информационная война – первый воистину глобальный user-generated конфликт: профессиональные телерепортажи отошли на второй план, а ведущую роль играют блоги и комментарии (самые вопиющие примеры профессиональной телевизионной пропаганды нашли временное пристанище на YouTube). Даже обычная кибервойна – взлом серверов, вандализм на сайтах, элементы которой также присутствуют в этой кампании, видимо, имеет очень небольшое стратегическое значение для обеих сторон конфликта. Многие российские блогеры задавались вопросом: почему Кремль ничего не делает в онлайновом пространстве, и защищать честь Родины приходится отдельным блогерам? Неужели бюрократы не понимают, что не менее важно завоевать сочувствие со стороны Запада? Возможно, Кремль действовал хитрее: зачем, в конце концов, тратить время на искусственно создаваемые лоббистов и манипуляцию традиционными СМИ, когда есть тысячи блогеров и комментаторов, готовых бесплатно и зачастую гораздо более эффективно продвигать линию Кремля?
Обе стороны (Грузия и Россия) приуменьшали потери своих войск и преувеличивали потери противника. В течение первого дня Россия могла передавать свои телесюжеты на грузинские каналы, но к середине дня Грузия прекратила вещание России. Обе стороны широко использовали информационную дезинформацию, способную посеять неверие в собственные силы. Публикации обеих стoрoн в открытых СМИ носили явно выраженное противоположное значение. Грузинская сторона широко применяла завышенные цифры потерь, пример тому – потери самолетов. К концу недели, по информации тбилисских СМИ, «сбитых самолетов России» насчитывалась более 20. Но не было передано никаких документальных видеоматериалов и документов. На митинге 14 августа Саакашвили произнес фразу про то, что в Грузию пришли 1200 российских танков: «1200 российских танков – это вам не х… собачий!». Столько их просто быть не могло. Согласно фланговым лимитам ДОВСЕ, суммарно в Ленинградском и Северокавказском военном округах может находиться не более 1300 танков. Россия и эти танки никогда не выбирала.
Эта хорошо скоординированная информационная агрессия достигла своей цели, по крайней мере, в отношении населения Грузии. Если к началу 2007 года лишь каждый 4-й грузин выступал в поддержку войны, то к началу ее развязывания (середина июля 2008 года), согласно данным опросов, уже свыше 80% граждан Грузии поддерживали действия президента Саакашвили относительно урегулирования грузино-осетинского кризиса силой. Грузинские же СМИ изо дня в день внушали своим гражданам, что их армия, «закаленная в боях с Ираком», имеет «всесторонний, богатый опыт», и что президент Саакашвили «обладает полководческим талантом». Грузинские и западные СМИ умышленно искажали данные своей разведки о «неспособности Российской армии» и «слабости полувоенных криминальных структур Южной Осетии». Сознательно недооценивались в публичных выступлениях оказавшиеся в итоге решающими факторы, что можно расценить как недостаточный профессионализм и морально-волевые качества грузинских военнослужащих. Однако следует отметить, что Грузия сумела сoхрaнить полную неoпределеннoсть информации о своих потерях в ходе войны.
Анализ материалов западных СМИ за период подготовки этой операции позволяет сделать вывод, что теле- и радиокомпании, газеты и глобальная система Интернет активно участвовали в проведении информационной кампании против России. Главная цель этой кампании на стратегическом уровне заключалась в том, чтобы побудить мировое общественное мнение как минимум не препятствовать вооруженному вторжению Грузии в Южную Осетию, как максимум – обеспечить широкую общественную поддержку грузинского руководства. Кроме того, необходимо было нейтрализовать влияние России, проводившей миротворческую операцию.
Под информационным прикрытием конфликта грузино-осетинской войны решались совершенно далекие (даже географически) вопросы. Так, был подписан договор о размещении элементов ПРО с Польшей и резко критиковалась российская инициатива по довооружению Балтийского флота ядерным оружием. При подписании договора по ПРО с Польшей вопрос защиты от возможного ракетного нападения со стороны Ирана даже не поднимался – столь удачным был внешнеполитический контекст войны на Кавказе.
Одним из промежуточных результатов осмысления августовских событий в Южной Осетии стало то, что некоторые ведущие западные политики и эксперты вдруг заговорили об истории – не как о заоблачных высотах, а как о злободневности. У всех на слуху – фраза Кондолизы Райс, прозвучавшая 18 сентября в Фонде Маршалла в Вашингтоне: «Ставшие анахронизмом демонстрации Россией своей военной мощи не смогут повернуть историю вспять». Но госсекретарь США после Цхинвала заговорила об истории не первой. К примеру, еще 21 августа The Financial Times написала: «Порой малозначительные события предвещают большие перемены. Одним из таких событий может стать грузинское фиаско. Оно возвещает конец эпохи, наставшей после холодной войны. Оно означает нечто гораздо более важное: возвращение истории». Даже приведенные выше цитаты (а высказываний на тему «поворота истории» было множество) демонстрируют, что в мире началась борьба за придание глобального смысла образу кавказских событий, причем с явным прицелом на формирование на его основе будущих концептов мировой политики. Вот каковы ставки в идущей сейчас информационной войне!
Oфициaльнaя информационная работа России сумела достичь стaтусa дoстaтoчнo дoстoвернoй среди российского, но не западного населения.
Уроки информационной войны
Видимо, по итогам войны решением президента должны быть созданы специальные организационно-управленческие и аналитические структуры для противодействия информационной агрессии. Необходимо создать информационные войска, в составе которых будут государственные и военные СМИ. Цель информационных войск – создание нужной России реальности. Информационные войска работают как на внешнюю, так и на внутреннюю аудиторию. Персонал информационных войск слагается из числа дипломатов, экспертов, журналистов, операторов, писателей, публицистов, хакеров, переводчиков, сотрудников связи, РЭП, веб-дизайнеров. Они на популярном в мире языке доходчиво и ярко объясняют мировому сообществу суть геноцида Грузии против Южной Осетии, и одновременно – российскую идеологию.
Управление президента РФ по межрегиональным и культурным связям ни по численности, ни по своим прерогативам не может осуществлять все емкую работу по информационному противодействию и ведению информационной войны. Совет Безопасности оказался к этой войне не готов. К информационной войне не приспособлен был МИД и подотчетный ему Росзарубежцентр, который не имел четкого плана работ. Практически в условиях информационной войны они не участвовали в работе с национальными диаспорами, которые могли стать важнейшим инструментом в формировании позитивного образа России. Пресс-центр МО России в информационной войне решал свои «важные задачи». Он только просил иностранных журналистов в РИА «Новости» помочь России прорвать информационную блокаду. Практически все данные структуры не в состоянии решить массу проблем: информации, дезинформации, нарушений информационных сетей, защиты своих сетей, подачу нужных информационных блоков в ведущие информационные агентства ранее, чем они были поданы грузинской стороной.
Информационные войска должны решать три основные задачи. Первая – стратегический анализ, вторая – информационное воздействие, третья – информационное противодействие. Они могли бы включать в себя основные составляющие, ныне находящиеся в различных министерствах, советах, комитетах. Действия во внешнеполитическом медиапространстве должны быть скоординированы. Для решения первой задачи необходимо создать: стратегический анализ сетей управления (вхождение в сети и возможность их подавления); контрразведку; мероприятия пo оперативной маскировке; обеспечение безопасности собственных сил и средств; обеспечение безопасности информации.
Для решения второй задачи необходимо создать: антикризисный центр, государственный медиахолдинг по связям с телеканалами и информационными агентствами (с решением главной задачи – поставки на телеканалы и информагентства нужной России информации). В них задействуются государственные СМИ – «Голос России», «Маяк», ТРК «МИР», «РТР-Планета», Russia Today, «Руссия аль Яум»; по связи с общественностью; по подготовке журналистов для прикладной журналистики, военной печати, журналистов-международников, журналистов радио и телевидения.
Для решения третьей задачи необходимо создать центры определения критически важных информационных структур противника, физического уничтожения, радиоэлектронной борьбы, психологических и сетевых операций (подготовка хакеров).
Необходимо в условиях современной информационной среды одновременно привлекать (решением президента или Совета Безопасности) единые задачи по единому плану для обеспечения военных и политических акций оперативного и стратегического характера. Их же решением должны проводиться операции для одновременного достижения как наступательных, так и оборонительных целей. В современных условиях информационной среды только комплексное их применение будет способствовать достижению успеха операции как в мирное, так и в военное время.
Существующая сейчас подготовка специалистов информационных войск не позволяет обеспечить Россию кадрами, которые обладают общим кругозором и практическими навыками, достаточными для поддержания необходимого идейного и морально-психологического багажа, для создания нужной России реальности. Для этого необходимо создать систему подготовки кадров для информационно противодействия. Определить основные вузы для многоуровневой подготовки, где будут одновременно готовить специалистов по стратегическому анализу, информационному воздействию и информационному противодействию. Необходимо иметь единые учебные заведения такого рода и в соответствии с этим преобразовать школы идеологических работников военного и невоенного профиля.
Информационная война – реальный фактор геополитики. К сожалению, этот фактор недооценивается политической элитой России, как и ранее – элитой СССР. И в этой недооценке – как раз корень очень многих проблем современной России."
Источник: Сегодня